Какие игрушки нужны ребенку

Чтобы игрушка могла сыграть свою развивающую роль, она должна по своим свойствам соответствовать тем задачам развития, которые может решать ребенок в определенном возрасте. Не все игрушки, продающиеся в магазинах, служат развитию ребенка. Некоторые создаются специально для того, чтобы увлечь ребенка на какое-то время, освобождая родителей от необходимости заниматься малышом. Такие игрушки удовлетворяют потребности родителей в отдыхе. Некоторые, как это не банально звучит, производятся потому, что могут вызвать у детей сильное желание ими обладать. Как правило, это игрушки, способные привлекать к себе внимание и вызывать восторг, переживание чувства удовольствия. Опасность заключается в формировании у ребенка стойкой привязанности  только к такому типу игрушек, и в потере интереса к другим игрушкам. Потребность в получении быстрого удовольствия, к сожалению, у человека слишком сильна. Мозг легко откликается на все виды воздействий, которые приводят к такому удовольствию, запоминает их, и в их отсутствии испытывает своеобразный «голод». Именно поэтому ребенок начинает настойчиво требовать покупки этих игрушек и очень расстраивается, если ему отвечают отказом. К привлекательным, но часто бесполезным для развития игрушкам относятся многие интерактивные игрушки и многие электронные (компьютерные) игры. Перед тем как приобрести новую игрушку, стоит задуматься, что вы на самом деле хотите подарить своему ребенку: возможность для развития, удовольствие, возможность освободить себя на некоторое время от забот? Формирование вкуса происходит быстро, и что-либо изменить потом достаточно трудно.

Познавательное развитие ребенка основано на проявляющейся очень рано познавательной потребности. Уже месячный младенец с интересом следит за появляющимися в его поле зрения предметами. Интерес к новому, в самом широком смысле этого слова, является двигателем развития и у младенца и у взрослого. На каждом возрастном этапе «новым» является что-то особенное. Для детей первого года жизни – это новые ощущения. Для детей раннего возраста – новые способы действия. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста – новые способы взаимодействия между людьми, новые социальные возможности. Для школьников – новые закономерности устройства этого мира

Перед тем как приобрести новую игрушку, стоит задуматься, что вы на самом деле хотите подарить своему ребенку: возможность для развития, удовольствие, возможность освободить себя на некоторое время от забот?

Игрушки для самых маленьких

От 1 до 9 месяцев жизни ребенок проходит огромный путь развития, подобный восхождению на Эверест. За этот, казалось бы, короткий период с ним происходят существенные перемены, которые станут основой всей его дальнейшей жизни. От того как пройдут эти месяцы зависит очень многое. Основная задача этого времениразвитие разных видов восприятия, двигательных функций и формирование их взаимодействия друг с другом, которое в дальнейшем позволит ребенку легко ориентироваться во внешнем мире. В то же время, нервная система малыша еще очень незрелая, неустойчивая, подверженная воздействию стрессов. Игрушки в этот период должны помогать развитию основных психических процессов и, при этом, не вызывать у ребенка испуг, переутомление, быть безопасными. Игрушка, привлекающая внимание малыша, должна быть простой формы. Она может быть яркой, но не слишком пестрой. Так младенцу легче сконцентрировать на ней свой взор. Игрушка не должна быстро двигаться и издавать резкие, громкие звуки, которые могут напугать малыша. Главное достоинство игрушек для этого возраста — разнообразие по форме, цвету, звучанию. Для совсем маленьких детей, которые еще не умеют брать предмет в руку, важно, чтобы игрушки были доступны их взору, были разными по цвету, форме и размеру. В то же время, их не должно быть сразу слишком много. Лучше всего, если во время бодрствования перед глазами ребенка будут находиться 2-3 игрушки, и родители будут их периодически менять. Взрослый, держащий малыша на руках, может поиграть с ним и в звучащие игрушки, привлекая внимание крохи разными звуками и стимулируя его, чтобы он поворачивал голову и глаза вслед за объектом интереса.

Игрушка, привлекающая внимание малыша, должна быть простой формы. Она может быть яркой, но не слишком пестрой. Игрушка не должна быстро двигаться и издавать резкие, громкие звуки. Главное достоинство игрушек для этого возраста — разнообразие по форме, цвету, звучанию и размеру.

Когда малыш подрастает и начинает тянуться за предметами, пытаться их схватить, другие качества игрушки становятся значимыми. Правильная игрушка в этом возрасте может стимулировать двигательную активность и чувствительность малыша. Хорошо, если предметы, которыми играет ребенок в этот период, будут разными на ощупь: твердыми и мягкими, гладкими и шершавыми. Важно, чтобы их было легко захватить неловкой еще рукой. В этот момент ребенку становится особенно интересно то, что он сам может сделать с игрушкой, поэтому ему особенно любопытны такие игрушки, которые умеют издавать разные звуки в зависимости от того, как их потрясти, сжать или покрутить. Погремушки, которые малыш случайно задевает, когда машет ручками, лежа в колыбели, привлекают его внимание. Он хочет повторить этот звук еще и еще раз и уже пытается дотянуться до игрушки сознательно. Так происходит развитие зрительно-моторных координаций — взаимодействия «глаз-рука». В то же время, моторика ребенка еще очень далека от совершенства, он не может нажать на маленькую кнопочку, совершить операцию, требующую сложных движений. Нельзя забывать о том, что малыш очень легко устает. Важно внимательно следить, чтобы игрушка не перевозбудила и не переутомила его. 

Хорошо, если предметы, которыми играет ребенок в этот период, будут разными на ощупь: твердыми и мягкими, гладкими и шершавыми. Важно, чтобы их было легко захватить неловкой еще рукой. Ребенку  особенно любопытны такие игрушки, которые умеют издавать разные звуки.

Еще один «орган чувств», особенно активный у малышей старше 6 месяцев — их рот. Как только ребенок становится способен самостоятельно управлять своей рукой, он рефлекторно начинает тащить в рот все, что удается захватить. С помощью губ и языка младенец не только знакомится со вкусом предметов, но также познает их форму и фактуру. Поэтому не надо ограничивать такие способы познания внешнего мира, но игрушки должны легко мыться, быть безопасными, прочными, не содержать вредных веществ и мелких, отделяющихся деталей. Если игрушка привлечет внимание малыша, необходимость достать ее будет способствовать развитию движений — переворачиванию, усаживанию, ползанию. Стоит помнить, что ребенок, который еще не начал активно передвигаться, «не замечает» предметы, лежащие далеко от него. Поэтому кладите игрушки невдалеке от малыша так, чтобы он вынужден был совершать небольшие усилия, добираясь до них. 

Игрушки должны легко мыться, быть безопасными, прочными, не содержать вредных веществ и мелких, отделяющихся деталей.

Игрушки для детей раннего возраста

После 9 месяцев у ребенка появляются новые возможности. У него начинают развиваться произвольные формы внимания. Это значит, что в отличие от малыша помладше, откликающегося на любые стимулы, привлекшие его внимание, 9-месячный ребенок начинает управлять своим вниманием самостоятельно, целенаправленно, согласно внутренним побуждениям. Полугодовалый младенец быстро теряет внимание к игрушке, если взрослый прячет ее в коробку или закрывает платком. Ребенок 9 месяцев уже не так прост и ждет, когда игрушка снова появится из укрытия. Малыши, способные ждать появления игрушки долго, в школьном возрасте демонстрируют лучшие способности к обучению. Одна из хороших развивающих игр этого возраста – игра в «ку-ку», когда взрослый прячет за ладонями свое лицо, а потом открывает его, издавая удивленные звуки. Это веселит малыша и формирует его произвольное внимание и способность ждать.

С того момента, когда внимание ребенка начинает поддаваться его управлению, малыш начинает воспринимать мир по-новому. Происходящее вокруг перестает быть неожиданным, случайным. В этот же период многие дети уже пытаются делать первые шаги, держась за мамину руку или же  опираясь на вертикальную поверхность. Отделяясь от мамы, начиная исследовать внешний мир, малыши вдруг начинают быть осторожными, пугаться незнакомцев. Чисто инстинктивно у них срабатывает чувство страха. Ведь окружающий мир не только интересен, но и таит в себе неожиданности и опасности. В это время нужно быть особо внимательным, подбирая ребенку игрушку. Она не должна быть огромной. Лучше не покупать заводные игрушки, которые сильно жужжат, ездят или играют навязчивую электронную музыку. Такая «бесконтрольность» может сильно напугать малыша.

Годовалого ребенка все больше интересуют предметы, с которыми можно манипулировать: надевать колечки на штырек, вставлять стаканчики один в другой или формочки в подходящие для этого отверстия, ставить предметы друг на друга, класть игрушку в коробочку и вынимать из нее, стучать молоточком по любой поверхности. Простые ведерко с лопаткой могут стать для малыша первым орудием творчества, создания чего-то нового. Такой интерес возникает у младенца неспроста. Во-первых, его зрительное восприятие уже позволяет соотносить два предмета друг с другом, переключая свое внимание с одного на другой и удерживая два предмета в памяти. Во-вторых, малыш становится все более умелым, его двигательные возможности растут и для него очень интересно пробовать себя в управлении объектами внешнего мира. Развитие крупной и мелкой моторики, внимания и овладение разнообразными способами манипуляции с предметами – важные задачи раннего возраста, решение которых будет способствовать познавательному развитию.

С 7 месяцев ребенок начинает понимать первые слова, а с года — пытается произнести их. Все это время он старается соотнести звук с обозначаемым им предметом. Слово перестает быть бессмысленным набором звуков и, постепенно, приобретает обозначающую функцию. Одна из задач взрослого в этот период – помочь ребенку быстрее уловить связь между словом и предметом, между предметом и его функцией. Это может быть достигнуто только правильным, своевременным произнесением слова, обозначающего тот предмет, который видит ребенок, только усилиями взрослого, направленными на то, чтобы показать ребенку, как можно действовать с этим предметом. В настоящее время появилось много интерактивных игрушек, готовых «поговорить» с малышом. Стоит внимательно отнестись к выбору такой игрушки. То, что она «говорит» должно соотноситься с тем, что видит и чувствует ребенок, иначе легко ввести его в заблуждение. Наверное, будет не совсем правильно, если игрушечная собака начнет квакать или хрюкать. Такая игрушка подойдет детишкам постарше, у которых уже появилось чувство юмора, но не годовалому младенцу. Кроме того, известно, что ребенок раннего возраста не способен усваивать речь, если не видит перед собой лицо говорящего, его речевую мимику.

В раннем возрасте для ребенка крайне важно, чтобы в его играх участвовал взрослый человек, который помогал бы ему осваивать новые навыки и умения. Только в совместной игре со взрослым малыш поймет, что молотком нужно забивать гвозди, а грузовик может перевозить разные грузы. Других способов просто не существует в природе. Никакая видео- или аудиозапись не способна объяснить ребенку ровно ничего. Подражать действиям другого человека ребенок начнет, только если будет к этим действиям внимателен, а внимание малыша может привлечь только другой человек. 

Годовалого ребенка все больше интересуют предметы, с которыми можно манипулировать: надевать колечки на штырек, вставлять стаканчики один в другой или формочки в подходящие для этого отверстия, ставить предметы друг на друга, класть игрушку в коробочку и вынимать из нее, стучать молоточком по любой поверхности. Простые ведерко с лопаткой могут стать для малыша первым орудием творчества, создания чего-то нового.

Игрушки для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста

Постепенно ребенок растет, и на смену манипулированию, которое знакомит малыша со свойствами объектов внешнего мира и способами обращения с этими объектами, приходит сюжетно-ролевая игра. В дошкольном возрасте фантазия ребенка становится способна превращать игрушки в живые существа, присваивать предметам возможности и функции, которыми они не обладают. У такой игры много разных целей, и одна из главных - научить ребенка выстраивать социальные отношения в безопасных для него условиях. Известно, что для ребенка этого возраста хороша игрушка, с которой можно играть по-разному. Порой простой мячик или кубики становятся мощным пусковым механизмом для фантазии, в то время как полностью «продуманная» игрушка, умеющая все делать за ребенка, только тормозит воображение, не дает ему развиваться. Такие игрушки ненадолго привлекают внимание малыша и не способны его по-настоящему увлечь. Он бросает их и требует от родителей чего-то нового. А родители, в свою очередь, возмущаются тому, что дорогостоящая вещь оказалась бесполезной.

Ребенку в этот период в качестве подарка подойдут наборы, которые он сможет использовать для разных жизненных сюжетов: для игры в магазин, в школу, в королевский замок, в войну. Перевоплощению в героя игры способствуют разные костюмы, которые можно на себя одеть и стать врачом или пиратом. Различные конструкторы помогут ребенку создать именно тот воображаемый объект, которого ему так не хватает для игры.

Игрушки для дошкольника становятся не только средством для проявления фантазии, но и объектом для выражения собственных эмоций. Существует целое направление в детской психологии — игровая терапия с детьми, где с помощью игрушек специалист помогает ребенку справиться с различными сложными для него жизненными ситуациями. Характер игры ребенка этого возраста может дать много информации о внутренних переживаниях ребенка. Дети помладше еще, как правило, не умеют выражать свои переживания через игру и реагируют непосредственно. Так, например, если маленький ребенок вдруг изменился, стал капризным и агрессивным, скорее всего в его отношениях с окружающими возникли какие-то проблемы, кто-то из взрослых обращается с ним слишком жестко. Дети дошкольного возраста уже знакомы с правилами поведения в обществе и не всегда позволяют себе непосредственно проявлять свои эмоции. Источником разрядки становится игра. Если вы обнаружили, что ваш ребенок слишком увлечен, например, «агрессивными» игрушками, постоянно играет в войну, сражается с монстрами и требует, чтобы родители ему их покупали, лучше не спешить запрещать такие игры или подвергать их критике. Возможно, стоит встретиться с детским психологом, который сможет разобраться в том, что происходит с ребенком. Игнорирование потребности малыша выразить переживания с помощью игрушек может привести к тому, что он начнет проявлять свои отрицательные эмоции в отношениях с другими детьми и взрослыми или же, если он очень социально ориентированный, правильный и тревожный, к ухудшению в состоянии его физического здоровья.

Ролевая игра обладает и другими важными функциями. Дети наделяют игрушечных животных, человечков и машинки душой, «оживляют» их, заставляя двигаться, говорить, переживать. Прелесть игрушки состоит в том, что ее можно наделить любой эмоцией, ребенок может вообразить, что кукла радуется или горюет. Становясь на позицию того или другого персонажа, ребенок вживается в разные роли и, через это, учится чувствовать и понимать других людей, осваивает социальные нормы и правила. Кроме того он, в безопасной для себя атмосфере, тренируется преодолевать трудности и находить выход из сложных, конфликтных ситуаций. Некоторые дети, со слов родителей, приходя домой из садика, проигрывают с куклами или мягкими игрушками весь прошедший день.

Дошкольный и младший школьный возраст – тот период, когда важно оснастить детскую комнату различными материалами для творчества и конструктивной деятельности, наборами и фигурками для сюжетно-ролевой игры.

Ребенку дошкольного и младшего школьного возраста подойдут наборы и фигурки для сюжетно-ролевой игры; куклы или мягкие игрушки; костюмы; конструкторы; материалы для творчества.

Игрушки для школьника

В наше время дети долго остаются детьми и увлекаются игрушками до 9-10 лет, а иногда и дольше. В то же время, примерно с 7 лет, у них постепенно начинает доминировать потребность узнавать что-то новое о свойствах и закономерностях этого мира. Появляется некий «научный» взгляд на действительность. Кроме того, ребенок становится учеником. Для того чтобы обучение проходило более гладко, вызывало у ребенка интерес, важно, чтобы у него развивались психические процессы, необходимые для учебной деятельности. К таким, в первую очередь, относится способность произвольно, сознательно ставить перед собой цели, планировать свои действия, усваивать инструкции и разные стратегии действий, следовать правилам, внимательно регулировать и контролировать свою сознательную деятельность. Развитию этих способностей помогут настольные игры — игры с правилами, в которых ребенку предстоит решать все те задачи, которые требует от него учеба: усваивать правила, продумывать и просчитывать ходы. Не стоит забывать и об играх, помогающих развивать память, внимание, логику, воображение, способности ориентироваться в пространстве и многое другое, что очень нужно для ребенка школьного возраста.

Полезными для школьника будут наборы, с помощью которых можно играя учиться: изучать химию, физику, историю и другие дисциплины. Современные игры позволяют делать это с удовольствием и радостью, не испытывая скуку и разочарование. Но для всех этих игр ребенку нужен партнер. Ведь в компании всегда интереснее.

Развивать психические процессы, необходимые для учебной деятельности помогут настольные игры — игры с правилами,  игры, помогающие развивать память, внимание, логику, воображение, способности ориентироваться в пространстве. Полезными для школьника будут наборы, с помощью которых можно играя учиться: изучать химию, физику, историю и другие дисциплины.