Могут ли дети понять разницу между фантазией и реальностью?

Могут ли дети понять разницу между фантазией и реальностью? Дети

Маленькие дети часто погружены в фантазии, поэтому родители, учителя и даже ученые часто считают их неспособными отличить реальность от нереальности. Однако исследования показывают, что дети более вдумчиво относятся к различиям между фантазией и реальностью, чем это может показаться взрослым.

На самом деле, дети используют многие из тех же признаков, что и взрослые, чтобы решить, является ли что-то реальным или нет. Поэтому, хотя маленькие дети не могут отличить фантазию от реальности так же успешно, как взрослые, они становятся более способными к этому по мере своего развития и приобретения большего объема знаний о мире.

Как развитие детей влияет на их понимание фантазии и реальности

Примерно в возрасте двух лет дети начинают играть понарошку. Они также верят в таких фантастических существ, как Санта-Клаус и Пасхальный кролик, и часто имеют воображаемых друзей. И действительно, маленьким детям трудно отличить фантазию от реальности.

Однако в возрасте от трех до десяти лет дети постепенно становятся более искушенными в своей способности понимать разницу. Например, маленькие дошкольники склонны верить, что все, что они видят по телевизору, реально, но к пяти-шести годам они понимают, что если что-то нарушает физическую реальность, например, спецэффекты или анимация в их любимых телепередачах, то это не реально.

В возрасте от 5 до 8 лет интерес детей к игре в притворство снижается, и они все меньше верят в фантастических персонажей. Затем, в возрасте от 8 до 12 лет, они все больше ориентируются на реализм и стремятся понять реальный мир через свои игрушки, игры и развлечения.

Фактически, на этом этапе дети начинают критически относиться к телепередачам, которые кажутся им нереалистичными. Примерно в это же время дети теряют интерес к игре в притворство.

Эта траектория прослеживается в одном исследовании, посвященном восприятию детьми вымышленных телевизионных персонажей. Исследование показало, что 4-летние участники считали, что Большая Птица из «Улицы Сезам» — настоящая. Однако 5-6-летние участники знали, что Большая Птица — это человек в костюме, так как они поняли, что этот персонаж нарушает физическую реальность.

С другой стороны, исследование также показало, что поскольку вымышленная семья в телешоу живого действия, например, Данфи из сериала «Современная семья» или Брэды из «Банды Брэди», не нарушает физической реальности и даже напоминает что-то знакомое детям, дети в возрасте 9 и 10 лет все еще верят, что такая телевизионная семья реальна.

Какие сигналы используют дети, чтобы отличить фантазию от реальности?

Исследования показали, что дети и взрослые используют схожие методы и полагаются на схожие сигналы, чтобы отличить фантазию от реальности. Эти методы и подсказки обсуждаются ниже.

Оценка контекста

Когда взрослые получают новую информацию, мы судим об истинности этой информации, основываясь на контексте, в котором мы ее находим.

Хотя сегодня, когда источников информации стало так много, что разные люди оценивают разные источники как более или менее надежные, это стало еще сложнее, мы должны согласиться, что если мы читаем об открытии инопланетян в блоге, о котором мы никогда не слышали, мы должны отнестись к этой информации скептически.

Напротив, если мы читаем об этой новости на сайте НАСА, мы должны быть более склонны верить ей.

Исследование с участием детей в возрасте от 3 до 6 лет показало, что дети также используют контекстные подсказки, когда им рассказывают о незнакомых им животных. Когда они слышали, что новые животные были собраны драконами или призраками — фантастический контекст — они с меньшей вероятностью верили, что животные действительно существуют, чем если им говорили, что их используют врачи или ученые — научный контекст. Эти результаты наблюдались у участников в возрасте 4 лет.

Существующие знания

Еще одна вещь, которую делают взрослые, когда сталкиваются с новой информацией, — сравнивают ее с теми знаниями, которыми мы уже обладаем. Если то, что мы знаем, подтверждает новую информацию, мы решаем, что она правдоподобна.

Однако если информация не имеет смысла, исходя из того, что мы уже знаем о мире, мы отвергнем ее как ложную.

Исследования с участием детей в возрасте от 5 до 8 лет показали, что дети также используют имеющиеся у них знания для оценки достоверности новой информации5 , с той лишь разницей, что дети приобрели меньше знаний о мире, чем взрослые.

Кроме того, взрослые склонны рассказывать детям истории о волшебных событиях и фантастических существах, таких как говорящие волки, дома из конфет и тучные мужчины, которые спускаются по дымоходам и разносят подарки на Рождество. Это заставляет детей охотнее верить в фантазии.

Однако по мере взросления и приобретения новых знаний дети становятся более способными точно отличать фантазии от реальности.

Оценка экспертных знаний

Конечно, большая часть информации, с которой сталкиваются взрослые и дети, является результатом общения с другими людьми. Однако мы не верим никому. Взрослые с гораздо большей вероятностью поверят, что определенный вид пищи вреден для нас, если услышат об этом от знакомого врача на LinkedIn, чем если услышат это от нашего друга-теоретика заговора на Facebook.

Исследования показали, что дети поступают точно так же. Когда детей попросили решить, существует ли новый вид рыбы или нет, они с большей вероятностью поверили в существование животного, если это утверждал работник зоопарка, считающийся экспертом, чем если это делал повар, не являющийся экспертом.

Как взрослые могут помочь детям научиться отличать фантазию от реальности?

Дети знают, что взрослые более осведомлены, чем они сами, и поэтому они с большей вероятностью поверят информации, которой с ними делятся взрослые, чем информации, исходящей от других детей. Следовательно, взрослые могут сыграть определенную роль в том, чтобы помочь детям научиться понимать разницу между фантазией и реальностью.

В частности, родители и опекуны могут дать советы во время рассказывания историй, чтения, просмотра телепередач, фильмов или взаимодействия с интернет-контентом, просто находясь рядом, чтобы ответить на вопросы детей и помочь свести к минимуму недопонимание того, что реально, а что нет. Программы медиаграмотности, если они существуют, также могут помочь детям научиться отличать фантазии от реальности.

Если ваш ребенок верит в Санта-Клауса или Большую Птицу, то, по мнению ученого-психолога Жаклин Вулли, нет причин отговаривать его. Дети не начинают не доверять взрослым, когда узнают, что эти фантастические фигуры не настоящие.

Более того, общение с этими фигурами дает детям возможность развить способность отличать фантазию от реальности. Кроме того, так или иначе, к тому времени, когда дети достигают подросткового возраста, они приобретают достаточно знаний и созревают настолько, что их способность отличать фантазии от реальности становится такой же, как у взрослых.

Оцените статью
neuropsycholog.ru