Возрастные преобразования познавательных функций у детей в возрасте от 5 до 7 лет: нейропсихологический анализ. О.А.Семенова, 2012

Резюме

Цель исследования состояла в выявлении возрастных преобразований познавательных функций у детей в период от 5 до 7 лет. В исследовании приняли участие 15 детей 5—6 лет и 27 детей 6—7 лет с нормальным статусом. Все дети прошли полное нейропсихологическое обследование по классической схеме А.Р. Лурии, адаптированной для детей 6—9 лет Т.В. Ахутиной с соавторами и модифицированной в целях настоящего исследования. Исследование показало, что у детей без когнитивных и/или поведенческих трудностей при переходе от 5—6 к 6—7 годам происходят существенные изменения познавательной сферы, которые касаются как произвольной регуляции деятельности, так и процессов обработки вербальной и зрительнопространственной информации. Отмечается улучшение возможностей усвоения инструкций и алгоритмов деятельности. В сфере обработки зрительной информации повышаются возможности синтеза целостного образа и восприятия структурнотопологических отношений и пропорций, а также эффективность зрительного запоминания. В речевой сфере наблюдаются прогрессивные изменения преимущественно лексических и семантических аспектов речи. Показано, что возрастные изменения отдельных компонентов произвольной регуляции деятельности, зрительного восприятия и речевых функций взаимосвязаны. По другим компонентам когнитивной деятельности значимых возрастных изменений при переходе от 5—6 к 6—7 годам обнаружено не было, что говорит о гетерохронном созревании различных составляющих когнитивной деятельности на данном этапе онтогенеза. Взаимосвязанность прогрессивных изменений познавательных функций может быть обусловлена наличием общих факторов, определяющих их развитие.