Особенности формирования высших психических функций у младших школьников с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга. Р.И.Мачинская, О.А.Семенова, 2004

Резюме

С целью выявления специфической роли созревания модулирующих, регуляторных систем мозга в формировании когнитивных процессов в младшем школьном возрасте было проведено комплексное электроэнцефалографическое и нейропсихологическое обследование детей 7-8 лет с различной степенью функциональной зрелости регуляторных структур. Было показано, что существенным фактором, определяющим формирование ВПФ в младшем школьном возрасте, является созревание фронто-таламической системы. Незрелость фронто-таламической системы у детей 7-8 лет приводит к дефициту функций программирования, регуляции и контроля деятельности. Наиболее существенные отклонения отмечаются для тех компонентов произвольной организации деятельности, которые связаны с ее избирательностью, как при реализации текущих задач, так и при создании стратегии деятельности. Дефицитарность процессов произвольной регуляции у детей 7-8 лет с незрелостью фронто-таламической системы сочетается с отставанием в развитии смыслообразующей функции речи. Сопоставление данных нейропсихологического и электрофизиологического исследований позволило предположить, что в основе обнаруженных отклонений в формировании ВПФ у детей 7-8 лет лежит незрелость базовых нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих избирательное вовлечение в обеспечение деятельности различных областей коры как в процессе ее реализации, так и при подготовке к ней, а также несформированность дифференцированных внутрикорковых связей в левом полушарии.

Читать статью целиком (*pdf)