Междисциплинарный подход к анализу мозговых механизмов трудностей обучения у детей. Опыт исследования детей с признаками СДВГ. Мачинская Р.И., Сугробова Г.Е., Семенова О.А. ЖВНД, 2013, Т. 63, № 5, с. 542-564

В работе представлен междисциплинарный подход к исследованию мозговых механизмов трудностей обучения у детей младшего школьного возраста. Комплексный электроэнцефалографический (ЭЭГ) и нейропсихологический анализ был использован для выявления нейрофизиологических факторов познавательных дефицитов у детей 7-8 и 9-10 лет с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Записи ЭЭГ спокойного бодрствования у детей с признаками СДВГ значимо чаще, чем у детей контрольной группы содержали паттерны, характерные для неоптимального состояния фронто-таламической регуляторной системы в виде билатерально-синхронных групп фронтальных тета-волны, а также локальные отклонения электрической активности коры правого полушария. Кроме того, у детей с признаками СДВГ чаще, чем в контрольной группе, были выявлены изменения ЭЭГ, указывающих на дефицит общего уровня активации со стороны ретикулярной формации ствола мозга в виде гиперсинхронного альфа-ритма и/или групп тета-волн в каудальных отделах. У детей с признаками СДВГ была обнаружена связь между особенностями познавательных дефицитов и наличием одного из трех типов отклонений на ЭЭГ. Дети обоих возрастных групп с ЭЭГ признаками неоптимального состояния фронто-таламической системы демонстрировали выраженный дефицит функций программирования, регуляции и контроля деятельности (управляющих функций) наряду с трудностями выполнения слухоречевых заданий. У детей с локальными отклонениями ЭА правого полушария дефицит управляющих функций сочетался с трудностями выполнения невербальных заданий. Снижение уровня неспецифической активации сказывалось преимущественно на работоспособности и темпе выполнения когнитивных заданий в обеих возрастных группах. В 7-8 лет у детей с признаками снижения активации отмечались также трудности обработки невербальной информации. Таким образом, результаты междисциплинарного исследования позволили выявить, по крайней мере, три типа отклонений функционального состояния мозга, которые могут вызывать снижение эффективности различных компонентов познавательной деятельности у детей с СДВГ.