Консультативная деятельность

consult.jpg

Я консультирую родителей по вопросам развития их детей. Чаще всего ко мне обращаются с вопросами «Почему?» и «Что делать?» в тех случаях, когда у ребенка есть трудности обучения или отклонения в поведении. Моя основная задача – обстоятельно изучить ситуацию и наметить стратегию решения проблемы.

Моя консультация состоит из нескольких этапов:

1. Телефонный разговор с родителем, заинтересованным в моей консультации. Во время телефонного разговора я прошу вкратце охарактеризовать проблему, назначаю дату встречи, беру координаты родителей и рассказываю, что нужно взять с собой и куда надо прийти.

2. Беседа с ребенком. Я знакомлюсь с ним, стараюсь установить максимально доброжелательный и конструктивный контакт, задаю много вопросов, которые касаются отношения ребенка к школе (детскому саду), режима его дня, его отношений с другими детьми и взрослыми, его интересов и так далее. Это позволяет мне получить первое впечатление о ребенке, «пощупать» основные сферы его жизни, чтобы понять, где может скрываться основная проблема.

3. Беседа с родителями. Я прошу подробно рассказать о том, что беспокоит, задаю разные вопросы, проясняющие ситуацию, позволяющие узнать историю проблемы и отношение к ней взрослых. Также я изучаю медицинские документы, тетради ребенка (если он обучается), его рисунки. Кроме того, я даю родителям несколько анкет, которые позволяют мне узнать больше об истории развития ребенка и особенностях его поведения в быту.

4. Нейропсихологическое обследование ребенка. Это обследование состоит из ряда заданий (тестов), которые помогают детально изучить состояние внимания, памяти, восприятия и других психических функций. Это важная часть консультации, которая позволяет понять, какие именно особенности психического развития имеет ребенок, что может влиять на его способности к обучению или на возможности регуляции собственного поведения, каковы его ресурсы, на которые можно опираться, чтобы ему помочь.

5. Заключительная беседа с родителями. Во время этой беседы я сообщаю родителям свой вывод: что может влиять на наличие у ребенка проблемы. Также я даю рекомендации. Эти рекомендации могут касаться дополнительных обследований, посещения необходимых в этом случае специалистов, типа коррекционно-развивающих занятий, того, как лучше вести себя с ребенком дома, приемов, которые может использовать педагог при работе с ним. Также, если в этом есть необходимость, я предлагаю родителям специальные упражнения, которые они могут выполнять вместе с ребенком.

6. Написание заключения. Это – заочная часть консультации. В заключении я подробно описываю результаты своих наблюдений и перечисляю свои рекомендации. К заключению часто прилагаются упражнения в виде специальных «методичек». Очная часть обследования, в зависимости от возраста ребенка, может продолжаться от 2 до 3 часов. Возраст детей, которых имеет смысл обследовать моими методами (в первую очередь имеется в виду нейропсихологическое обследование), от 4 лет, 9 месяцев и до бесконечности. Иногда ко мне приходят взрослые люди с жалобами на невнимательность, трудности, возникающие в связи с этим, на работе. Если ребенок младше 4 лет и 9 месяцев, я могу проконсультировать родителей без проведения нейропсихологического обследования.