Занятия или объятия

 

На психологической выставке к нашему стенду с книжками и пособиями по развитию детей часто подходили женщины и задавали несколько смущавший нас вопрос: «А у вас есть рабочие тетради для занятий с ребенком полутора лет?». Одна женщина даже поинтересовалась, не проводит ли наш Институт возрастной физиологии специальных занятий, развивающих интеллект детей до года.

Если заставлять ребенка 3-4 лет учиться читать или писать, эта деятельность может вызвать состояние стресса, протест и снижение учебной мотивации, уровень которой потом трудно восстановить.

Можно понять стремление молодых мам сделать все возможное, чтобы их ребенок стал самым умным, знал больше всех и достиг успеха во взрослой жизни. Ну, по крайней мере, был не хуже других. Однако является ли обучение чтению, счету, иностранному языку детей до года самым прямым и правильным путем к их светлому будущему? Вокруг этого вопроса не утихают споры. Есть и те, кто пропагандирует раннее обучение, а есть и его ярые противники. Таким противником является, например, известный американский специалист в области образования и сторонник домашнего обучения Рэйнолд Мур, который вместе с Дороти Мур написал книгу «Лучше позже, чем раньше», научно обосновывая свою точку зрения. Он пишет о том, что уверен, что каждый ребенок нуждается в развивающих занятиях с момента рождения, но они должны быть больше ориентированы на эмоциональное развитие ребенка, а вовсе не на формирование школьно значимых навыков. Он приводит нейрофизиологические данные, согласно которым зрение, слух, возможности сенсорной интеграции, а также, абстрактное мышление и способность к рассуждению, необходимые для освоения чтения, письма и счета, достигают достаточного уровня развития только к 7-8 годам. До этого возраста мозговые системы, обеспечивающие эти процессы, еще физиологически не зрелые и, соответственно, не могут функционировать эффективно. Если заставлять ребенка 3-4 лет учиться читать или писать, эта деятельность может вызвать состояние стресса, протест и снижение учебной мотивации, уровень которой потом трудно восстановить.

Необходимо ли ускорение интеллектуального развития для того, чтобы перед ребенком открылись широкие перспективы в будущем, или же есть что-то, про что мы забываем, участвуя в этой своеобразной «гонке вооружений»?

В настоящее время ученые все больше и больше узнают нового о том, как деятельность, которой занимается человек, влияет на его мозг. Оказывается, что одной лишь генетически заложенной программы недостаточно, чтобы гарантировать нормальное развитие. Более того, стало известно, что ранний детский опыт влияет на работу генов, стимулируя, или, наоборот, подавляя их активность.

Положительные эмоции, которые получает ребенок в результате телесного контакта, способствуют повышению мотивации, концентрации внимания, улучшению запоминания.

Существует ряд исследований, показывающий, что ранняя коррекция детей с факторами риска в раннем развитии позволяет избежать проблем с обучением в будущем. Так, С.М.Шенберг и коллеги в экспериментах с крысами показали, что заботливое поведение матери кардинальным образом влияет на развитие детенышей. Если крысят отлучали от матери всего на 1 час, то у них снижался синтез ДНК, подавлялось выделение гормона роста, а их внутренние органы демонстрировали менее выраженную реакцию на введение этого гормона извне. М.Дж.Миней с коллегами показали, что крысята, чьи матери всячески старались ухаживать за ними, часто их вылизывали и вычесывали, вырастали более смелыми, демонстрировали адекватную реакцию на стресс, лучше выполняли интеллектуальные задачи и дольше сохраняли свои интеллектуальные способности в старости. Также хорошо реагировал на заботу мозг крысят, «усыновленных» заботливыми мамами, но родившихся от «холодных» матерей. Позже, крысята, выращенные в обстановке любви, сами оказывались заботливыми родителями.

Дети также очень нуждаются в тактильном опыте, несмотря на свою способность видеть и слышать с рождения. Прикосновения играют существенную роль, способствуя оптимальному развитию. Младенцы, ограниченные в прикосновениях, медленнее растут, демонстрируют более выраженную реакцию на стресс, чаще страдают депрессиями и демонстрируют характерный для этих состояний дефицит познавательных функций. У новорожденных, которые получают сеансы массажа, ниже уровень гормона стресса кортизола, они лучше набирают вес, а их преимущества в познавательной сфере перед сверстниками наблюдаются на протяжении их дальнейшего развития. Пассивный телесный контакт, например, объятия также оказывает успокаивающее и даже обезболивающее действие как на детей, так и на взрослых.

Вполне вероятно, что те положительные эмоции, которые получает ребенок в результате телесного контакта, являются механизмом, улучшающим взаимодействие между структурами мозга и, соответственно, способствующим дальнейшему развитию тех функций, которые требуют сложных интегративных связей. Электроэнцефалограмма детей дошкольного возраста содержит много медленных волн, свидетельствующих об активности глубинных структур мозга, часть из которых обеспечивает эмоциональную составляющую жизнедеятельности. Эмоциональные переживания активизируют деятельность всего мозга, стимулируя формирование новых связей. Положительные эмоции способствуют повышению мотивации, концентрации внимания, улучшению запоминания. Отрицательные эмоции, напротив, сигнализируют об опасности и нежелательности деятельности, которая их вызывает, приводят к усилению выработки гормонов стресса и, в итоге, снижают мотивацию.

Каждый ребенок с рождения проявляет интерес к окружающему миру. Он может интересоваться людьми, игрушками, предметами обихода, книжками, картинками, а также буквами и цифрами. Можно поддерживать его желания и устремления, но невозможно его заставить хотеть что-то учить. И, стремясь сделать для ребенка все возможное, важно не забывать, что в развитии, кроме интеллектуальной стороны существует другая, не менее значимая.


В статье использованы следующие материалы:

Moore R.S. (1973) The Dangers of Early Schooling: The Need to Reexamine Our Motives and Methods // http://www.eric.ed.gov/PDFS/ED086352.pdf

Diamond A., Amso D. (2008) Contributions of Neuroscience to Our Understanding of Cognitive Development // Curr Dir Psychol Sci. 2008 April; 17(2): 136–141.