Трудности регуляции мышечного тонуса у детей влияют на успешность обучения. Как с этим справиться?

Родителям многих детей знакомы слова «мышечная дистония», «гипертонус конечностей», «гипотонус конечностей». Обычно они звучат из уст детского невропатолога на первом году жизни ребенка. Нарушения регуляции мышечного тонуса становятся причиной задержки появления основных видов движений: ребенку трудно начать удерживать голову, переворачиваться, сесть или встать. Обычно в таких случаях назначают один или несколько курсов массажа, рекомендуют посещение бассейна, назначают медикаментозную терапию. Если родители честно выполняют все рекомендации, то к концу первого года жизни ребенок, как правило, избавляется от этой проблемы и про нее все забывают. Позже, когда ребенок начинает активно осваивать различные жизненно важные навыки, родителям часто не приходит в голову, что некоторая неуклюжесть малыша, сложности освоения действий, требующих мелкой моторики, а затем и сложный почерк могут быть связаны с недостаточно развитыми возможностями регуляции мышечного тонуса.

Как можно понять, есть ли у ребенка трудности, связанные с регуляцией мышечного тонуса? Конечно, лучше всего обратиться к хорошему неврологу, который мог бы внимательно обследовать эту сферу. В то же время существуют косвенные признаки, которые должны обратить на себя внимание. В первую очередь это касается всех умений, которые требуют тонких и точных движений. Это такие навыки как застегивание пуговиц и завязывание шнурков, рисование и раскрашивание, письмо и речь. При рисовании, раскрашивании и письме можно заметить очень сильный нажим на карандаш и ручку. У некоторых детей даже возникают дырки в бумаге и они жалуются на усталость руки и боли в руке. Ребенку трудно писать, не отрывая ручку от бумаги, как это часто требуют в школе. Речь иногда бывает невнятная, смазанная (и тогда невролог находит нарушение регуляции тонуса мышц языка). Вот образец письма ребенка, у которого в возрасте 12 лет проблемы регуляции тонуса так и не были решены:

Можно представить себе, как оценивали его письменные работы учителя.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в этой трудной для него ситуации? Конечно, желательно, чтобы его посмотрел хороший врач-невролог, который смог бы понять, действительно ли дело в тонусе и только ли в тонусе. Бывают и другие причины, по которым у ребенка формируется плохой почерк. Следующий шаг – массаж (в том числе, расслабляющий, если есть тенденция к нарастанию мышечного тонуса в процессе деятельности) и двигательная коррекция, которую обычно проводят нейропсихологи. Если у ребенка есть речедвигательные трудности, ему нужен логопед, которые мог бы проводить с ним массаж языка и артикуляторную гимнастику.

Приведем некоторые рекомендации и упражнения, полезные в этом случае, которые можно выполнять с ребенком дома.

Эти упражнения рассчитаны на последовательное напряжение и расслабление различных групп мышц. Напряжение обязательно должно длиться несколько секунд. После выполнения каждого упражнения ребенок обязательно должен на несколько секунд расслабиться. Очень хорошо, если в этот период он сможет поделиться с вами своими ощущениями. Спросите, устал ли он, где больше всего устал (пусть покажет эти места), что ощущают его мышцы, когда он делает это упражнение: боль, дрожь, тепло и т.д. Каждое упражнение выполняется несколько раз подряд. Ориентируйтесь на возможности вашего ребенка, чтобы он не очень устал и смог выполнить весь комплекс.

Желательно, чтобы упражнение сопровождалось соответствующим дыханием: на напряжение мышц – вдох, затем задержка дыхания, на расслабление мышц - выдох. Каждое упражнение выполняйте несколько раз (от 2 до 5).

1. Предложите ребенку сесть на невысокий стул, так, чтобы его ступни полностью стояли на полу. Попросите его как можно выше поднять вверх носки (пятки остаются стоять на полу), немного подержать ноги в таком положении, затем медленно опустить (см. рис.1).

2. Теперь предложите как можно выше поднять пятки так, чтобы носки ног оставались стоять на полу, подержать немного ноги в таком положении, а затем с силой опустить на пол. Остальное, как в упр. 1 (рис.2).

3. Предложите ребенку сесть на пол так, чтобы он мог упереться ногами в стену. Попросите его попытаться «отодвинуть» стену правой ногой, затем левой (рис.3). После каждой попытки нога обязательно должна отдохнуть и расслабиться.

4. Попросите ребенка встать и как можно сильнее сжать ягодицы. Если ребенок не может сделать это просто так, помощь может оказать следующий образ: пусть представит себе, что должен удержать ягодицами монетку так, чтобы она не упала. Через несколько секунд напряжения попросите его расслабиться.

5. Предложите ребенку лечь или сесть и как можно сильнее надуть живот, немного побыть в этом состоянии, затем расслабиться.

6. Попросите ребенка вытянуть вперед руки и как можно сильнее сжать кулаки.

7. Как можно сильнее растопырить пальцы рук.

8. Попросите ребенка сидя скрестить руки перед животом, сцепить их в замок и как можно сильнее свести плечи, оставаться в таком положении несколько секунд, расслабиться (рис.4).

9. Сцепить руки за спиной и с силой свести лопатки.

10. Поднять плечи как можно выше, «достать ими до ушей».

11. Попросите ребенка как можно сильнее открыть рот. После нескольких секунд напряжения медленно закрыть. Оскалить зубы; вытянуть губы в трубочку; наморщить нос; зажмурить глаза; открыть глаза как можно шире; надугь щеки.

12. После выполнения всего комплекса, предложите ребенку напрячь как можно сильнее все тело разом. Это упражнение можно выполнять лежа на спине. Попросите ребенка сжаться в комочек, а затем расслабиться и свободно лечь обратно на спину и полежать с закрытыми глазами, слегка приоткрытым ртом, не шевелясь, столько, сколько ему захочется.

13. Так как существует прямая связь между напряжением и ощущением тяжести, расслаблением и ощущением легкости, очень эффективно в работе с детьми прийти к пониманию этих состояний с помощью проигрывания образов, эти состояния олицетворяющих. Предложите ребенку «побыть» бабочкой, легкой и воздушной, «полетать» с цветка на цветок; затем пусть он вообразит себя сильным и тяжелым слоном, который ходит, громко топая и переваливаясь. Возьмите разные роли: мышки, медведя, кошки, зайчика, бегемота и т.д.

14. Подвесьте на ниточку колокольчик и просите ребенка дотрагиваться до него то так, чтобы он не зазвенел, а то, наоборот, так, чтобы он зазвенел громко. Просите выполнять последовательности: например, «громко, громко, тихо, громко, громко, тихо» и так далее. Таким образом Вы еще и потренируете его внимательность. Не забывайте про вторую руку. Ей тоже нужны занятия.

Для детей, испытывающих стойкие трудности усвоения графической стороны письма, мы даем дополнительные рекомендации, которые позволяли бы ребенку усваивать учебный материал, не бросая все свои силы на написание:

  • Ребенку нужно подобрать удобный пишущий прибор. В ряде случаев мы рекомендуем переход на письмо простым карандашом. Если это ручка – она должна легко оставлять след.
  • Не заставляйте ребенка писать без отрыва, так как это приводит к нарастанию тонуса в руке и, соответственно, появлению неприятных ощущений, усилению трудностей выполнения точных движений. В особенно сложных случаях мы рекомендуем переход на письмо печатными буквами.
  • Обучайте ребенка печатанию на клавиатуре компьютера вслепую. Это сильно облегчит ему жизнь во взрослые годы.Мы рекомендуем педагогам сократить таким детям объем письменных заданий и часть упражнений, которые направлены на отработку правил, новой информации, давать ребенку в бланковом виде («вставь букву», «выбери правильный ответ»). 

Всегда помните о том, что если у ребенка плохой почерк или он некрасиво рисует, как правило, дело не в нежелании сделать хорошо и аккуратно, а в наличии у него трудностей, которые мешают ему достичь желаемого. Дети не любят писать и рисовать потому, что у них не получается, а не наоборот.