Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

По итогам встречи нейропсихологического кружка «Наука детства» 30.10.2015.

Данный текст представляет собой краткие выдержки, отражающие основное содержание встречи.

Существует рабочее определение расстройств аутистического спектра (РАС): РАС представляют собой группу комплексных нарушений психического развития, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, общению, стереотипностью поведения. Для больных характерны также фобии, возбуждение, нарушение пищевого поведения и другие неспецифические симптомы. При этом РАС являются гетерогенной группой заболеваний с различной этиологий и патогенетическими механизмами.  В клинической диагностике врач при постановке диагноза должен опираться на Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Термин «аутизм» возник в результате того, что стержневой в этом расстройстве исторически считалась симптоматика ухода в себя. Однако по определению M. Раттера 1999 г. «Дети, страдающие аутизмом не уходят от реальности вследствие своего психического расстройства, они не могут  войти в силу обширных и тяжелых нарушений индивидуального развития».

Классический Каннеровский синдром – непроцессуальный вариант раннего детского аутиизма (РДА), приводящий к отсутствию коммуникативных навыков.  Это – редкое заболевание, встречающееся с частотой  2:10000.  Отечественные психиатры вписывали эту нозологию в континуум шизоидных расстройств в соответствии с гипотезой, что аутизм Каннера - результат асинхронии развития функции,  вариант  эволютивного дизонтогенеза шизофренического спектра. По мнению профессора Б.В. Воронкова, эта психическая аномалия скорее всего обусловлена наследственной предрасположенностью. Это не болезнь, которую можно вылечить, а стойкое ограничение психических возможностей, вероятней всего, это первичная генетическая поломка, в которой отражена специфика психических расстройств. 

По предложению шведского психиатра Кристофера Гилберга начиная с  2000 годов введен   термин «расстройства аутистического спектра» (РАС). Уточняется, что проявление заболевания различаются в зависимости от тяжести аутизма, уровня развития и хронологического периода, поэтому используется термин «спектр».  Представляется, что РАС – довольно сомнительная аббревиатура. Когда мы говорим «спектр» - подразумеваем обычно, что туда входят разные степени выраженности одного и того же. Однако РАС - не однородный континуум, туда собраны расстройства, разнородные по своим патогенетическим основам, фенотипическим особенностям, по степени тяжести. Это и генетические феномены (синдромы Мартина-Белла, Ретта и др.), шизофренические эндогенные психозы (атипичный детский психоз), все формы умственной отсталости с аутистическим радикалом и так далее. Вероятно было бы лучше, если бы в разные категории были выделены какие-то ядерные формы аутизма и аутистоподобные нарушения.

В диагнозе аутизм заключен парадокс. С одной стороны, диагноз аутизм может поставить только врач. С другой стороны, в основу определения ставится не психопатологический феномен, а социально-психологический (нарушение коммуникации, общения).

Аутистические расстройства возникают на основе различных нейробиологических, генетических или приобретенных аномалий, характеризующихся как признаками умственной отсталости, так и психотическими симптомами. Известный невролог Жан Айкарди, выделяет более 20 заболеваний, сопутствующих аутизму. Предполагается, что существует более сотни нарушений развития, где генетические синдромы коморбидны с четкими проявлениями аутизма.

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)  РАС введены в рубрику F 84  «Общие расстройства психологического развития».

F 84.0 Детский аутизм (начало от 0 до 3-х лет)

F 84.02 Аутизм процессуальный (начало до 3-х лет).

F 84.1 Атипичный аутизм

  • атипичный детский психоз (начало между 3 и 5-ю годами)
  • умеренная умственная отсталость (УМО) с аутистическими чертами

F 84.2 Синдром Ретта

F 84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз, синдром Геллера, детская деменция,симбиотический психоз).

F 84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями.

F 84.5 Синдром Аспергера.

Диагноз «Детский аутизм» (F 84.0) ставится в соответствии с диагностическими критериями, представленными в современных медицинских руководствах. Существуют диагностические критерии детского аутизма по МКБ-10.

Мы предлагаем читателю заполнить анкету, построенную на критериях детского аутизма по МКБ-10 (https://iancommunity.org/cs/autism/icd10_criteria_for_autism). Выберите один из двух ответов. Ответ «да» выбирайте только в том случае, если особенность, отмеченная в пункте, появилась у ребенка в возрасте до 3 лет, в случае, если особенность появилась после 3 лет, отметьте «нет».

Особенность

«да»

«нет»

Качественные нарушения в социальном взаимодействии

1

Ребенок не способен адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела для регуляции социального взаимодействия

 

 

2

Ребенок не способен развивать отношения со сверстниками (в манере, свойственной возрасту и при наличии широких возможностей) с использованием взаимного обмена интересами, видами деятельности и эмоциями

 

 

3

У ребенка отсутствует социально-эмоциональная взаимность, что проявляется в сниженной или нарушенной реакции на эмоции других людей, или у ребенка отсутствует модуляция поведения в соответствии с социальным контекстом; или же наблюдается слабая интеграция социального, эмоционального и коммуникативного поведения (например, при общении ребенок не учитывает эмоциональную реакцию партнера по общению – О.С.)

 

 

4

У ребенка отсутствует спонтанный поиск обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми (например, ребенок не показывает другим людям объекты своего интереса, не приносит их, не указывает на них)

 

 

Качественные нарушения в коммуникации

5

У ребенка наблюдается отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления)

 

 

6

Ребенок относительно не способен инициировать или поддерживать разговор (на том уровне сформированности языковых навыков, который у ребенка присутствует), в котором присутствовала бы взаимность и отзывчивость на коммуникацию другого человека

 

 

7

У ребенка наблюдается стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическое использование слов или предложений (склонность изобретать новые слова или использовать существующие слова в других контекстах – О.С.)

 

 

8

У ребенка отсутствует разнообразная спонтанная воображаемая или (в более раннем возрасте) социальная игра-имитация

 

 

Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные виды поведения, интересов или деятельности

9

Для ребенка свойственна всеобъемлющая озабоченность одним или несколькими стереотипными и ограниченными видам интересов, аномальными по содержанию или фиксированности на них; или один и более интересов, которые аномальны по своей интенсивности и ограниченной природе, но не по содержанию или фиксированности

 

 

10

У ребенка наблюдается компульсивное (навязчивое – О.С.) соблюдение определенных, нефункциональных привычек или ритуалов

 

 

11

У ребенка отмечаются стереотипные и повторяющиеся механические маньеризмы (двигательные стереотипии – О.С.), которые включают либо движения руками типа хлопанья или скручивания пальцев, либо комплексные движения всего тела

 

 

12

Ребенок проявляет повышенный интерес к частям объектов или к нефункциональным свойствам игрового материала (например, к их последовательности, к их фактуре (тому, что можно почувствовать наощупь – О.С.), шуму или вибрации, которую они производят).

 

 

Обработка данных анкеты

Для диагноза «детский аутизм» необходимо наличие минимум 6 ответов «да» во всех трех областях со следующим распределением: минимум 2 ответа «да» на вопросы первой части (качественные нарушения в социальном взаимодействии), минимум по 1 ответу «да» на вопросы остальных двух частей. Напоминаем, что эти особенности должны появиться у ребенка в возрасте от 0 до 3 лет. То есть до 3-летнего возраста трудно говорить о диагнозе «детский аутизм».

При этом клиническая картина не должна быть характерной для других распространенных расстройств развития, таких как специфическое расстройство восприятия речи (F80.2) со вторичными социо-эмоциональными проблемами, реактивное расстройство привязанности (F94.1) или расторможенное расстройство привязанности (F94.2); задержка умственного развития (F70-F72) с некоторыми ассоциированными эмоциональными или поведенческими расстройствами; шизофрения (F20.-) с необычно ранним началом; и синдром Ретта (F84.12).

В отличие от классического варианта детского аутизма процессуальный детский аутизм (F84.02) формируется в связи с перенесенным психозом в первые 3 года жизни ребенка, как правило, между 1 и 2,5 годами. Приступы возникают на фоне диссоциированного дизонтогенеза или нормального развития. Психотическое состояние характеризуется кататоническими, аффективными, психопатоподобными и неврозоподобными симптомами, сочетающимися с остановкой в психическом развитии или явлениями регресса разной степени. Возраст начала совпадает по времени с периодом апоптоза (запрограммированной гибели нервных клеток). Течение болезни прогредиентное, злокачественное. Прогноз и динамика процессуального аутизма определяются особенностями преморбида (регресс чаще возникает у детей с шизотипическим диатезом), характером психопатологической симптоматики (чем значительней регрессивная симптоматика, тем тяжелее прогноз) и видом лечебно - коррекционных мероприятий (комплексная терапия эффективна с применением симптоматической фармакотерапии и психологической, дефектологической коррекции).

Диагноз «атипичный аутизм» (F84.1) ставится в тех случаях, когда аутистическое расстройство появляется после 3 лет (обычно между 3 и 5 годами), либо в тех случаях, когда отсутствует один из обязательных диагностических критериев, а именно:  достаточно отчетливые нарушения социального взаимодействия, ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,  тот или иной признак нарушенного развития появляется в возрасте после 3 лет. Чаще возникает у детей с тяжелым специфическим расстройствами развития рецептивной речи или с умственной отсталостью, наличие или отсутствие которой обозначается четвертым знаком (F84.11 -…с умственной отсталостью, F84.12 -…без умственной отсталости).

В НЦПЗ РАМН разработали свою классификацию аутизма:

  • детский аутизм эндогенного генеза (синдром Каннера, инфантильный аутизм деткий аутизм процессуальный, синдром Аспергергера)
  • аутистическиподобные синдромы при органическом поражении ЦНС
  • аутистиическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях
  • синдром Ретта (неуточненного генеза)
  • аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза: психогенный парааутизм (депривационный аутизм)
  • аутизм неясного генеза.

Одной из основных проблем, связанных с аутизмом в настоящее время считается рост числа больных в популяции. По данным ВОЗ 2014 года распространенность в странах Европы признается равной 61,9:10000, в Америке – 65,5:10000 (по данным на 2000 год – от 0,7 до 21,1 на 10000). В нашей стране эпидемиологических исследований не проводилось. Предполагается,  что определенную роль играют вирусные инфекции, вакцинации, экологическая ситуация (на пороки развития мозга, к которым относится аутизм, оказывает влияние ряд токсических химикатов, включая тяжелые металлы и пестициды). Анализируя время возникновения аутистических расстройств обнаружено, что у 54% детей с аутизмом имеются аномалии коры головного мозга, возникшие до 6 месяца беременности, и отсутствующие у детей без симптомов аутизма.

В ряде случаев причиной появления у ребенка аутистических черт являются органические поражения центральной нервной системы, генетически обусловленные нейродегенеративные заболевания. Ряд генетических синдромов, таких как синдромы Мартина-Белла (фрагильной Х-хромосомы), Ретта, Ангельмана (синдром петрушки), Прадера-Вилли, Вильямса, Сотоса, обменные нарушения такие как, туберозный склероз,  и другие, а также в ряде случаев синдром Дауна, дают аутистическую симптоматику. Для выявления генетического фактора существуют специальные анализы, в частности, панель «Аутизм», которая позволяет исследовать широкий спектр генов, нарушение в работе которых может приводить к проявлениям в поведении, сходным с детским аутизмом.  В ряде случаев это позволяет выбрать правильную тактику лечения, в частности, ограничительные диеты, использование которых приводит к улучшению в состоянии больного. Следует остановиться на аутистических расстройствах вследствие бессудорожной эпилептической энцефалопатии. При этой форме эпилепсии в определенный период онтогенеза наступает значительный регресс в когнитивной и психической сфере. Терапия противосудорожными средствами приводит к улучшению состояния.  Если речь идет о нейродегенеративном заболевании, сопровождающемся аутистической симптоматикой, то тактика лечения должна принципиально отличаться от тактики лечения при детском аутизме. Так, например, прием нейролептиков может привести к усугублению регресса. Именно поэтому очень важна правильная диагностика.

На протяжении последних 30-40 лет, к сожалению, не достигнуто существенного прогресса ни в отношении диагностики, ни в отношении коррекции аутизма. Ничего принципиально нового.

Для скрининговой диагностики (если есть малейшие подозрения на аутизм) можно использовать специальные опросники (шкалы CHAT, CARS, например). Русскоязычные версии некоторых тестов приведены, например, здесь: http://www.polismed.com/articles-priznaki-autizma-u-detejj-osobennosti-povedenija-rebenka.html. Если по их результатам будут веские основания полагать, что у ребенка может быть детский аутизм, то в дальнейшем необходимо пройти генетическое обследование, ЭЭГ-мониторирование (с целью исключения специфических форм эпи-активности, которые могут давать проявления, сходные с проявлениями при аутизме), получить консультацию невролога и психиатра.

На что нужно обращать внимание в развитии ребенка до 2 лет с точки зрения возможного наличия у него детского аутизма?

Комплексная сравнительная оценка нервно-психического развития детей раннего возраста 

К концу 3 месяца

Показатель

Сенсомоторное развитие и манипуляторная  деятельность

Двигательное развитие

Эмоциональное развитие

норма

Следит за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой. Слуховое сосредоточение

Поднимает грудь

Спокойно бодрствует,  расширяется диапазон эмоциональных реакций, улыбается при общении с взрослыми

РАС

Не следит за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону,  не прислушивается к звону колокольчика

Отсутствует приподнимание головы, совершает несимметричные движения ручками и ножками

Отсутствует реакция на взрослого, не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним

К концу 5 месяца

Показатель

Сенсомоторное развитие и манипуляторная деятельность

Двигательное  развитие

Эмоциональное развитие

норма

Переводит взгляд с предмета на предмет. Манипуляции направлены на предметы. Хорошо берет погремушку, которую держат у него над грудью

Долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается на живот со спины. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки

Улыбается отражению в зеркале. Различает тон, с которым к нему обращаются. По разному реагирует на близких и чужих людей

РАС

Не рассматривает предметы на близком расстоянии или часто подолгу рассматривает свои руки. Не может уверенно протянуть ручку к игрушке. Не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать показывает

Плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину. Неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки из положения лежа на спине

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пенье матери. Не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике. Слабость улыбки, ее соотнесенность не к лицу, а к деталям одежды

К концу 8 месяца

Показатель

Сенсомоторное развитие и манипуляторная деятельность

Двигательное развитие

Эмоциональное развитие

норма

Долго занимается игрушкой, стучит игрушкой об игрушку, рассматривает их. В совместных действиях с взрослыми ярко проявляется способность подражать. По просьбе взрослых выполняет разученные движения «ладушки».

Сам садится и ложится. Придерживаясь руками за барьер, встает и стоит. Встает на четвереньки.

Усиливается страх расставания с близкими. Знает свое имя.

РАС

Манипулирует чаще одной игрушкой или тянет игрушку только в рот. Преобладают похлопывающие движения руки. Не берет мелкие предметы двумя пальцами, либо виртуозно ими манипулирует

Не может ползти назад. Не может короткое время стоять при поддержке за руки.

Не прислушивается к разговору взрослых. Не реагирует на свое имя.

К концу 12 месяца

Показатель

Сенсомоторное развитие и манипуляторная деятельность

Двигательное развитие

Эмоциональное развитие

норма

Поворачивается на собственное имя. Дифференцирует тон. Проявляет интерес к картинкам в книге. Интерес к способам обследования предметов, играм с водой, мелкими предметами, простым механизмам. Пользуется гребенкой и ложкой по назначению.

Самостоятельно ходит без поддержки. Приседает и встает.

Появляются аффективные реакции, когда взрослый не понимает желание ребенка, его жестов, мимики, потребностей. Владеет указательным жестом, мотает головой выражая протест, вокализирует в начале и конце совместных действий. Обращает внимание на лицо говорящего.

РАС

Упорный поиск определенных зрительных ощущений. Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, верчения, мелькания страниц.

Начало бега одновременно с началом ходьбы. Разряды прыжков, кружение вокруг своей оси, машущие движения пальцами либо всей кистью. Гипомимичность.

Не может выполнить простейшей просьбы. Слабость, замедленность, отсутствие реакции на обращение «псевдоглухота». Отсутствие адекватного жеста. Избирательность ответных реакций на речь.

К концу 24 месяца

Показатель

Речевое развитие

Действие с предметами и моторика

Общение

Культурно гигиенические навыки

норма

Задает первые вопросы

 

Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой. Пробует ловить брошенный мяч

Общается с детьми

 

Регулирует отправление естественных потребностей

РАС

Отказ от пользования речью, либо «взрослая речь». Комментирующие фразы. Неологизмы.

Мешковатость, неуклюжесть, манипуляции с предметами (рассматривание, постукивание, перекладывание из руки в руку)

Отсутствие реакции на словесное обращение, отклика на имя. Игнорирование контакта с детьми, амбивалентность в стремлении к контакту, страх детей.

Трудности формирования навыков опрятности, страх горшка.

Когда речь идет о коррекционных подходах к детскому аутизму и РАС очень важная роль принадлежит комплексной диагностике и коррекции.  Комплексная коррекция должна основываться на многоуровневой диагностике имеющихся расстройств.  Важно, чтобы медикаментозная терапия находилась в соответствии с коррекционной работой, чтобы врачи (психиатр и невролог) и психолог (логопед и т.д.) обменивались друг с другом информацией о состоянии пациента. В качестве примера, когда речь идет о пациентах с дегенеративными расстройствами, использование «классического психиатрического лечения детского аутизма» с помощью нейролептиков может вызвать ухудшение состояния, назначение «классического неврологического лечения» с помощью ноотропных средств, может вызвать манифестацию психотического приступа. Специалист (психолог, логопед), который на регулярной основе работает с ребенком, способен отследить его состояние и дать объективную, адекватную обратную связь врачу.

Комплексная помощь детям и подросткам, страдающим аутизмом, включает психофармакотерапию, психотерапию, психосоциальную терапию и семейную терапию. Каузальной терапии (терапии причин) аутизма не существует. Споры о том, целесообразна ли психофармакотерапия у детей с РАС продолжаются. Отечественные психиатры считают ее необходимой и оправданной. Назначение антипсихотиков способно снизить психотическую охваченность и трудности поведения с агрессией. Применение трав, аминокислот, нормотимиков, ноотропов способно нормализовать тонические процесы.  Ухудшения часто наблюдаются на фоне ликвородинамических нарушений, в этих случаях требуется коррекция специфическими препаратами. Лечение позволяет добиться смягчения  тяжести аутизма, создает предпосылки к возможности обучения. Хаотичные попытки использования разнообразных методов типа хилирования, диетотерапии, терапии гормоном секретином, триптофан-терапии, могут кому-то помочь, но отнюдь не всем. Это не универсальные методики, которые могут в ряде случаев (при неправильном назначении) давать неблагоприятные побочные эффекты.

Коррекционные психологические подходы менее специфические и меньше детерминированы нозологией. По словам В.М.Башиной, искусство психолога – попасть на периоды подъема, а не спада. Существует много методов коррекции детского аутизма, примерно 100 различных моделей, используемых во всем мире. Самые распространенные из них:  АВА-терапия, программа коррекции детей с аутизма и другими коммуникативными трудностями TEACCH (краткое описание можно посмотреть, например, здесь: http://autism.md/ru/autismul/metode-de-corecie/). Врачи психиатры отмечают хорошие эффекты  при использовании многофункционального уровневого подхода (Никольская О.С., Баенская Е.Р., Лебединский В.В., Бардышевская М.К.).

Качество работы методами АВА-терапии в нашей стране вызывает у специалистов вопросы. Преимущество этой программы в том, что она очень хорошо структурирована, понятна родителям. В ее рамках происходит выбор навыка, подбирается подходящий стимул и, в процессе работы должна происходить генерализация навыка (перенос в другие сферы жизни). Сказать, что генерализация происходит всегда, трудно. Достаточно часто формируется речь, но это «речь робота», диалога так и не возникает. Более продуктивно сочетание поведенческой терапии и наблюдение за поведением ребенка,   выявление сохранных структур с постепенной стимуляцией его эмоциональной активности с использованием этих сохранных структур. Тщательная индивидуальная коррекционная работа может приносить хорошие результаты,     активизировать  развитие ребенка,  социализировать поведение, нивелировать аутистическую симптоматику. Упорная длительная работа в эмоционально-уровневом подходе дает выход более высокого качества, так как за эмоциями идет все остальное развитие.

Сейчас становится все популярнее метод Томатис (основанный на аудиостимуляции). Это - официально не признанный альтернативный способ лечения, эффективность которого не доказана. К сожалению, в ряде случаев после проведения курса Томатис, у детей наблюдается ухудшение, усугубление симптоматики. Те, кто предлагает лечение с помощью этой методики, часто настаивают на продолжении терапии, апеллируя к тому, что многие методы вначале вызывают ухудшение состояния. Врачи считают, что продолжение применения методик, ухудшающих состояние ребенка, не целесообразно. Если ребенок идет на занятия с плачем, криком, какой бы вид занятий не предлагался, это значит, что его ресурс, увы, не соответствует тем требованиям, которые к нему предъявляются. Также, с сожалением стоит отметить, что на фоне интенсивной терапии (особенно, когда сразу применяется много стимулирующих методов) часто случаются откаты, манифестации эпи-приступов, и другие неблагоприятные эффекты. Центры, широко использующие методы с недоказанной эффективностью, должны вызывать настороженность. В то же время, можно ожидать и положительных эффектов от того же Томатиса. По крайней мере, он может способствовать развитию у ребенка усидчивости. На коррекции у ребенка не должно быть серьезных ухудшений, обострений. Он должен двигаться вперед.

Холдинг-терапия (удерживание) тоже не однозначный метод с не вполне понятной подоплекой. Есть идеи о том, что стрессовое воздействие способно заставить ребенка через стресс смягчить ядерные симптомы аутизма. Кто-то, действительно улучшается, а кто-то, к сожалению, ломается окончательно. И потом очень трудно доказать, вследствие чего он сломался, то ли вследствие терапии, то ли вследствие своего собственного болезненного процесса.

Если говорить об эффективной социализации ребенка с аутизмом, то полезным является создание специальных структур при детских садах и школах для детей с расстройствами коммуникации. Возможно несколько вариантов организационных решений. В ряде случаев ребенок с аутизмом может обучаться в обычном классе. Уровень инклюзии варьируется от чисто формального до полноценного; последний встречается редко. Используется промежуточный вариант – занятия в классе по некоторым предметам, по другим индивидуально. В специальных образовательных структурах возможно сочетание в классе нескольких детей (2-3 человека с органическим поражением ЦНС, в частности ДЦП и 1-2 детей с аутистическим расстройством). Менее удачной является попытка  соединения в одном классе детей с умственной отсталостью и аутистическими расстройствами при наполняемости класса  10-12 учеников на одного учителя. Отсутствует возможность  обеспечить развитие новых навыков, предыдущее обучение идет  насмарку. У детей с аутизмом, как ни у кого другого, развита имитация,  если правильно подобрать пару, то они очень хорошо за этой парой идут. Вместе с тем, ребенок с аутизмом в классе среди здоровых детей  не всегда хорошо себя чувствует, так как дети с аутизмом часто гиперсенситивны (например, к шуму), по-настоящему боятся внезапных, мало предсказуемых взаимодействий. 

Каковы исходы аутизма? По этому поводу существует статистика. В последние годы она меняется. Отмечается утяжеление контингента детей с аутистической симптоматикой, наметилась тенденция к росту аутистических расстройств при органических поражениях ЦНС, увеличение  частоты форм с интеллектуальной дефицитарностью. Чаще дети обучаются по коррекционной программе, и очень редко по массовой. Раньше примерно 20% обучалось в массовых школах, 60% - в коррекционных школах, остальные находились в ведении соцзащиты. Сейчас процент обучающихся по массовой программе снижается. Прогнозы менее благоприятны, чем были раньше. Несмотря на большое разнообразие препаратов, эффект от лечения минимальный. Может быть потому, что разрушена система коррекционной помощи. Еще на уровне детского сада она кое-как держится, а на уровне школы возникла тупиковая ситуация. Раньше дети с аутизмом обучались в школах с нарушением опорно-двигательного аппарата, школах для детей с соматическими нарушениями (школы здоровья), и в школах для детей с речевыми нарушениями. Были более мягкие формы обучения, когда ребенок мог всю школу просидеть за партой с мамой. Тьютора как профессии у нас до сих пор не существует. На это место приходят волонтеры, которые часто не представляют себе, что нужно делать.

В то же время есть пациенты, которые закончили ВУЗы и работают по специальности. Есть те, которые реализуются в творческих профессиях (музыканты, художники и др.).

Организация сопровождения при РАС проработана недостаточно. Существуют отдельные центры имеющие положительный опыт эффективной помощи детям с РАС. Центр лечебной педагогики хорошо уловил социальную составляющую коррекционного процесса и стал создавать для возрастных пациентов колледжи, профучилища. Они ходят туда, работают, обретают навык. Это благодарное дело, они заняты, могут как-то себя обеспечивать. Существуют варианты социализации в виде клубов, куда пациенты с аутизмом ходят годами, общаются друг с другом. В городе Пскове  А.М Царевым совместно с немецкими коллегами был создан «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» с целью реабилитации людей с нарушениями развития, использующий европейскую модель. Помощь осуществляется детям с  тяжелыми формами аутизма,   больным ДЦП,  больным с органическими повреждениями нервной системы, и больным эпилепсией.  Работа ведется на разных уровнях, в зависимости от тяжести заболевания (отделение ранней диагностики и помощи, учебные отделения,  лечебно-трудовые мастерские). Создано отделение учебного проживания, где пациенты обучаются навыкам посещения магазина, бытовым навыкам. Помощь детям оказывается бесплатно.

Медицинские центры, где можно сделать генетические анализы на панель «Аутизма» (по назначению врача): лаборатория Геномед, Медико-генетический научный центр (ул. Московречье, д.1).


Книги

Башина В.М. Аутизм в детстве. http://www.autism-bg.net/Publications/AutismRu.pdf

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи»: Теревинф; Москва; 2007. http://fanread.ru/book/86258/

Симашкова Н.В. Макушкин Е.В. Расстройства аутистического спектра диагностика, лечение, наблюдение. Клинические рекомендации (протокол лечения) 2015г. psychiatr.ru/news/411