Регуляция и контроль позы

Почему ребенок может быть неусидчивым, и как ему помочь с этим справиться?

В каждом классе начальной школы есть 1-2 (а иногда и больше) ребенка, которые не могут долго находиться в одной и той же позе. Посидев несколько минут спокойно, они начинают ерзать на стуле, крутиться, раскачиваться. В результате и сами они отвлекаются, и другим детям не дают спокойно работать. Когда дело доходит до письма, они категорически «не держат спину», а скрючиваются в самых причудливых положениях. Виноват ли ребенок в том, что не может сидеть не ерзая? Чаще всего мы встречаемся с двумя причинами такого поведения, ни одна из которых не может быть осознана ребенком и вынуждает его действовать именно так, а не иначе.

Первая причина - это быстро наступающее утомление, как правило, связанное с недостаточным мозговым кровообращением (но не только). Общий уровень активности мозга у таких детей снижен, энергетические ресурсы быстро истощаются, а неусидчивость становится средством самостимуляции, так как, двигаясь, ребенок получает дополнительные ощущения, которые заставляют его мозг «проснуться».

Вторая причина чисто механическая, связанная с гипермобильностью суставов. В основе подобной гипермобильности лежит так называемая «дисплазия соединительной ткани» (ДСТ) - расстройство, обусловленное наследственной мутацией определенных генов. Это расстройство широко распространено. По разным оценкам распространенность дисплазии составляет от 13% и выше у лиц молодого возраста. У детей, имеющих ДСТ, часто развиваются нарушения осанки, им очень трудно научиться правильно держать ручку. Когда таким детям приходится долго сидеть на одном месте, они начинают испытывать дискомфорт в спине и непроизвольно начинают двигаться, чтобы избавиться от неприятных ощущений. Проверить, нет ли у ребенка гипермобильности суставов пальцев кисти, например, очень легко: угол разгибания дистальных (наиболее отдаленных) суставов пальцев не должен превышать 180°.

Часто в структуре ДСТ описывают астенические расстройства и вегето-сосудистую дистонию. Именно поэтому обе причины (утомляемость и гипермобильность суставов) могут сочетаться. 

Что может помочь?

Во-первых, если Вы видите, что ребенок быстро утомляется и не может находиться долго в одной позе, его нужно показать специалистам – ортопеду и неврологу с целью установления причин возникших проблем. Будет правильно, если также будет проведено доплерографическое исследование сосудов головы и шеи с целью диагностики особенностей мозгового кровообращения. Важно, чтобы специалист описал не только состояние артерий, но и состояние вен.

Во-вторых, постарайтесь создать ребенку комфортный режим выполнения домашних заданий: не заставляйте его сидеть в одной позе «от звонка до звонка». Позвольте делать ему часть уроков (устных, например), передвигаясь по комнате или лежа (в общем, так, как ему удобнее). Тогда он сможет не отвлекаться на удержание позы и больше внимания уделять содержательной стороне заданий. Полезно делать в работе искусственные перерывы, заполненные двигательной активностью. Движение одновременно позволяет снять мышечное напряжение, возникшее в результате долгого сидения, и стимулирует мозговое кровообращение. В классе такому ребенку полезно менять положение тела и переходить от работы за партой к работе за конторкой (если таковая в классе имеется). Также учитель может проводить в середине урока физкульт-минутку, что, безусловно, облегчит жизнь детям, испытывающим трудности регуляции и контроля позы.

В-третьих, если ребенок действительно страдает гипермобильностью суставов, то ему необходимо создавать мышечный каркас, который будет удерживать его суставы в правильном положении и препятствовать прогрессированию нарушений осанки. Самый лучший вариант – отдать ребенка в бассейн, потому что плавание позволяет развить мышцы спины без нагрузки на позвоночный столб. Чтобы укрепить мышцы кисти, рекомендуется использовать детский ручной эспандер.

В-четвертых, полезно выполнять с ребенком специальные упражнения, направленные на тренировку удержания определенной позы. 

Для выполнения этой группы упражнений вам понадобится книжка, а лучше дощечка (площадью приблизительно 20Х30 см), два небьющихся пластиковых стакана, два небольших мячика (диаметром около 7 см). Желательно, чтобы мячик не проходил в стакан.

1. Положите на голову ребенка дощечку. Попросите удерживать как можно дольше, чтобы она не упала. Помогать руками нельзя. Упражнение выполняется стоя или сидя. Успешность выполнения определяется временем, в течение которого ребенок сможет удерживать на голове дощечку. Если он сможет выполнять упражнение хотя бы в течение минуты, это значит, что вы добились значительных успехов.

2. Попросите ребенка лечь на спину и поднять руки вверх, так, чтобы на них можно было положить дощечку. Поставьте на дощечку стакан с шариком наверху (см. рис.1). Задача: удержать дощечку так, чтобы стакан не упал.

3. Попросите ребенка поднять ноги так, чтобы можно было сверху положить дощечку (см. рис.2). Поставьте сверху стакан с шариком. Задача та же, что и в упр.2.
 

4. Предложите ребенку сидя или стоя вытянуть вперед руки ладонями вверх, распрямить ладони. На выпрямленные ладони положите по мячику. Следите за тем, чтобы ребенок не сгибал ладони «лодочкой», не придерживал мячики пальцами. Задача: удержать шарики на ладонях, не дать им скатиться (см. рис.3).

5. Усложните упражнение 4: поставьте на ладони ребенка стаканы с мячиками (еще менее устойчивая форма).

6. Попросите ребенка повернуть ладонь тыльной стороной вверх. Поставьте на нее стакан с шариком и попросите удерживать как можно дольше (см. рис.4).

7. Дайте ребенку в руки дощечку. Поставьте на нее стакан вверх дном. Сверху положите мячик. Задача: В течение минуты удерживать равновесие, не давая шарику упасть.

 

Выполняйте упражнения ежедневно, по 1-2 минуте каждое. Чтобы ребенку не было слишком скучно, можно «разбавлять» эти упражнения другими, требующими большей подвижности.